Из опыта перемотки статора бесколлекторного двигателя KD A22-20L

Эта статья несколько систематизирует мой успешный опыт перемотки статора помещенный на форуме. Для перехода на мою тему форума щелкните здесь: http://forum.rcdesign.ru/f20/thread193717.html

Автор: s_m

Обновлено 25.03.2012

После визуального осмотра статора мотора сделал вывод, что намотано относительно небольшое количество витков провода под 1100 об/вольт. Следовательно, есть реальный шанс уменьшить об/вольт увеличив кол-во витков.

Съём статора

Важно максимально аккуратно снять статор, не повредив его изоляцию.

Предварительно извлек подшипники.

Далее самое муторное занятие – снять обмотку. В моем случае витки были пропитаны эпоксидкой довольно посредственно и я долго с ними не возился. Прогревая статор строительным феном, аккуратно размотал обмотку.

Использовать для съема статора винты, закручиваемые в резьбовые отверстия не советую, так как есть риск испортить резьбу (все-таки материал не сталь). Я использовал вот такой метод: http://www.heli-spb.ru/forumheli/index.php?topic=1161.msg27105#msg27105

Могу добавить, исходя из своего опыта, что лучше сделать вот такую приспособу. Снять статор намного проще вращая его, а не выбивая.

Подготовка статора к намотке

Так как витки должны лежать максимально плотно, то очистил статор от наплывов изоляции, остатков эпоксидки и прочего. Места, где изоляция была повреждена, залил эпоксидкой.

Подбор провода и количества витков

1. Подбор эквивалентного по площади сечения провода

Использовал вспомогательную таблицу для нахождения эквивалентного по площади сечения провода.

В моем случае: статор был намотан проводом диаметром 0,19 мм в семь жил, площадь сечения равна 0,198 мм2. По таблице эквивалентный диаметр провода равен 0,5 мм, но мы выбираем ближайшие по площади сечения: 0,173 мм2 (0,47 мм), 0,189 мм2 (0,49 мм) и 0,204 мм2 (0,51 мм).

2. Выбор диаметра провода и определение реальной заполняемости паза витками

С точки зрения заполняемости паза медью и расположения переходов витков провода между зубьями в нашем случае оптимально намотать два слоя витков. Причем витки первого слоя обязательно должны лежать максимально плотно!!!

В моем случае: высота паза ~ 3,1-3,2 мм. Следовательно, в первом слое будет максимум 5-6 витков (исходя из максимального диаметра провода по лаку). Далее сделал пробную намотку первого слоя проводом разных диаметров. Максимально плотно (с отсутствием воздушных промежутков между витками) удалось уложить провод 0,49 мм. Сразу намотал второй слой с целью узнать максимальное количество витков на нем. Уложилось максимум 3 витка, причем это «на глаз» с расчетом возможности расположения витков провода на соседних зубьях.

3. Сравнение заполняемости паза витками

Также использовал вспомогательную таблицу (см. выше).

В моем случае: площадь сечения наших 9 витков равна 1,697 мм2. Площадь семи намотанных до перемотки витков — 1,389 мм2. Т.е получил увеличение площади сечения на 22%.

Определение длины отрезка провода для намотки фазы

Размотал пробные витки и измерил длину провода на зубе, умножил ее на четыре, прибавил сантиметров 35-40.

В моем случае: 42*4+40=208 см. Отрезал кусок провода длиной 210 см.

Перемотка статора

Для перемотки мотора с 12-ти полюсным статором и 10(14)-ти полюсным ротором использовал схему, которую взял с сайта www.powercroco.de (очень познавательный ресурс).

Предварительно каждый отрезок провода подогнул посередине. На этом месте будет находиться переход.

Как мотать - сверху вниз, или наоборот не принципиально, главное не перепутать направление витков.

При намотке первого слоя витков обязательно нужно обеспечить плотное прилегание витков к железу (изоляции), воздушная пустота недопустима!!!

После перемотки

1. В свободное пространство между обмотками соседних фаз вставил пинцетом полоски прессшпана согнутые пополам.

2. Залил обмотки лаком для пропитки обмоток (шеллак).

Успехов…

 

 

Сайт управляется системой uCoz